ПОДЗАКОННЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ
В России активно идет процесс построения гражданского общества и правового государства, поэтому становится актуальным выяснение роли подзаконного правового акта в правовой системе РФ [3, c 83]. В научной и учебной литературе подзаконный нормативный акт понимается как акт, принятый компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права на основе закона [2, с.98]. Сырых В. М. определяет подзаконный нормативный акт как «акт, принятый на основе Конституции в соответствии с законом с целью конкретизации и дополнения его положений» [5, с.102].
Подзаконный нормативный акт основываются на законе, в нем сосредоточены на дополнение, разъяснение, изменение положений, сформулированных в законе. Подзаконные акты могут быть приняты только с соблюдением установленной процедуры уполномоченным на то государственным органом, либо в пределах компетенции правотворческого органа они могут регулировать отдельные конкретные аспекты государственных и общественных отношений. Подзаконные нормативные акты должны соответствовать определенным требованиям, предъявленным к их форме [2, с.10].
Следовательно, под подзаконным нормативным актом понимают нормативный акт, который издается в соответствии с законом, уполномоченным на то органом, направленный на исполнение и развитие положений закона и регулирующий отдельные конкретные стороны общественных отношений. Подзаконные акты, подчиняясь нормам закона, должны не противоречить его содержанию Конституции РФ, федеральным законам и другим нормативно-правовым актам [5, с.136]. В зависимости от уровня государственного органа, который издает подзаконный акт, он должен обладает определённой компетенцией и не должен противоречить нормативно-правовым актам вышестоящих структур.
Однако встает вопрос: «Как соотносятся закон и подзаконный акт?». Соотношение закона и подзаконного акта базируется на верховенстве закона и тем самым сокращает сферу действия подзаконных актов [5, c.247]. Существует общепринятая классификация видов подзаконных нормативных актов по юридической силе: Указы и распоряжения Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Подзаконные федеральные акты (издаваемые соответствующими ведомствами и министерствами), Нормативные документы местных структур самоуправления и локальные нормативные акты.
Как отмечает А.Б. Венгеров, существует проблема соотношения закона и указа, он считает, что эта проблема имеет длительную историю, она возникла в монархических формах правления, при конституционной монархии, как, например, соотношение указа императора и парламента» [1, c.348]. И сегодня в научной литературе нет однозначного подхода к соответствию закона и Указа президента.
В Российской Федерации в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 90) Президент РФ имеет право издавать указы и распоряжения. Из ст.90 Конституции РФ можно выделить отличительные признаки нормативных указов Президента РФ: они не должны противоречить федеральным законам, однако имеют первенствующее значение по отношению к иным подзаконным актам. Они содержат нормы права, при помощи которых регулируют различные сферы общественной жизни, носят обязательный характер. Следовательно, Указ президента — это правовой акт главы государства, который через него реализует свои полномочия. Однако следует помнить о том, что в правовом государстве, каким является Россия, огромную роль играет принцип «верховенство закона». Это один из основных принципов правового государства, он означает не только обязательное исполнение закона, но и соответствие всех НПА актов закону [4, с.25].
В системе подзаконных актов РФ можно выделить указы и распоряжения Президента РФ, между ними, несомненно, существует различие. Считается, что указ — акт, который распространяется на более широкий круг правоотношений, а распоряжение — документ определенного предписания. Обычно правотворческая деятельность президента РФ сопровождает наиболее важные вопросы управления государством. Указы президента обращены вопросам назначения на должность, присвоения звания и т. д.
Указы президента РФ часто являются правоприменительными актами, а отличие распоряжений Президента от указов относительно и это вопрос может рассматриваться в соответствии с каждым особенным случаем. Таким образом, можно сформировать понятие указа президента нормативного характера. Указ президента нормативного характера — это подзаконный акт, регулирующий различные сферы общественной жизни и носящий первенствующий характер по отношению к другим подзаконным актам, который включает в себя нормы права [1, с.348].
Постановления правительства РФ — следующий важный подзаконный акт, который регулирует правовую сферу общественной и государственной жизни. Главная цель издания таких подзаконных актов — это соблюдение Конституции, ФЗ, нормативных президентских указов. Как правило, все правительственные постановления содержат правовые нормы. Исполнение этих подзаконных актов производится в пределах предметов полномочий и ведения России и совместного ее ведения с субъектами.
Исполнение данных подзаконных актов производиться только в пределах их полномочий и ведения России совместно с ее субъектами. В подзаконных актах правительства Росс можно выделить подзаконные федеральные акты. Они подчинены актам правительства и чаще всего имеют отраслевое значение (действуют только на лиц, работающих в данной отрасли). В связи с межотраслевой направленностью министерств (ведомств) эти акты могут быть перенаправлены нескольким министерствам и могут регулировать межотраслевые отношения.
В структуру подзаконных актов РФ входят акты федеральных министерств и ведомств, они издаются в виде приказов и инструкций. Приказы могут содержать: нормативные документы, регулирующие наиболее важные вопросы работы федеральных органов исполнительной власти.
По Конституции, местные органы самоуправления осуществляют самостоятельную деятельность в пределах административно-территориальной единицы. В частности, они управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ч.1 ст.132 Конституции РФ). Однако следует отметить, что и в этом случае должен быть реализован принцип «верховенства закона». В рамках своих полномочий, территориальные власти издают: распоряжения и постановления, утвержденные главами местных органов самоуправления, акты законодательных структур, нормативные положения собраний (сходов) в селах/поселках.
Вся современная структура права и соотношений подзаконных нормативных актов и законов обеспечивает лидерство закона и определенным образом сокращает сферу непосредственного регулирования подзаконных актов. Если подзаконный акт издается с какими-либо нарушениями, это влечет за собой появление юридической коллизии, то есть, возникновение противоречий между подзаконными нормативными актами по одному и тому же вопросу.
Для устранения данной ситуации необходимо выполнить определенные действия:
- если нормативные акты были изданы одним и тем же органом, тогда в силу вступает последний принятый акт
- если акты были изданы разными органами, тогда в силу вступает тот, который был издан вышестоящим органом
- если такая ситуация возникает между специальным актом и общим актом, тогда в силу вступает специальный акт.
Список литературы:
- Венгеров А.В. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов – М.: Юриспруденция, 2009. – 528с.
- Нравственные основы теории государства и права (международная научная конференция) // Государство и право. — 2005.- №8 -Т.1- С.87-103.
- Рубанцова Т.А. Проблемы формирования гражданского общества в России // Научные труды Российской академии юридических наук. — 2004. – № .8 — Т.1. — С.136.
- Рубанцова Т.А., Фомина Н.А. Проблема построения правового государства в России // Материалы IV международной конференции «Юридические науки: проблемы и перспективы». — Казань, 23-36 июня. 2016, — С.23-26.
- Сырых В.М. Теория государства и права. М.,2007- 344с.
sibac.info
Что такое подзаконный акт какова иерархия подзаконных актов рф. Примеры нормативно правовых актов с пояснениями
Функционирование и состояние государства и гражданского общества требуют регламентации в виде документирования, с помощью которого обеспечивается организация и регулирование проведения мероприятий, их отдельных операций, а также общественных отношений в ходе их реализации. Нормативный документ должен быть оформлен в письменном виде, иметь официальный характер и юридическую силу. Для его детализации применяется дополнительная документация, составленная на основании базового нормативно-правового источника в случае, если в его положениях присутствуют пробелы или спорные вопросы, которые можно интерпретировать двояко. Чтобы понять юридическую актуальность документа и возможную сферу его использования, следует уяснить, что такое подзаконный акт, какова иерархия подзаконных актов?
Законы и подзаконные акты
Общая информация
В зависимости от сферы применения и аппарата утверждения, все правовые акты подразделяются на нормативно-правовые, правоприменительные и интерпретационные. Подзаконные акты и законы относятся к категории нормативно-правовых документов, формально закрепляющих определенные предписания. Подзаконная документация рассматривается только в тесной связи с базовым законом, являющимся основанием составления второстепенного документа. Она должна ему соответствовать и конкретизировать отдельные положения.
Подзаконный акт — это правовые нормы, изданные на основе определенного законодательного источника с целью обеспечения его исполнения. Документ обладает меньшей значимостью, чем закон, на котором он базируется, поскольку при регулировании актуальных для него вопросов, в первую очередь учитывается основной акт, а его вспомогательные элементы детализируют некоторые положения.
Что такое подзаконный акт
Выделяют несколько видов подзаконных актов, каждый из которых классифицируется по иерархии составления базового документов. Они могут являться дополнением к:
- распоряжению или указу главы государства;
- правительственным нормативно-правовым актам;
- ведомственным или федерально-министерским актам;
- документам исполнительной власти субъектов государства;
- документации органов местного самоуправления;
- профессионально-специализированным актам.
Признаки подзаконных актов
Основные параметры подзаконных документов определяются компетенцией издающего их субъекта.
Все документы должны быть составлены и утверждены в соответствии с полномочиями, которыми наделяется издатель. Данный факт свидетельствует о том, что нормативно-правовые источники отличаются юридической силой, местом расположения издающего органа в иерархии государства, а также кругом вопросов общественных отношений, для регулирования которых они издаются. Документ подзаконного характера является разновидностью нормативного акта.
Указы и распоряжения
Документация правового характера, относящаяся к категории указов и распоряжений главы государства, обязательна к исполнению на всей территории Росси
www.yuriste.ru
ПОДЗАКОННЫЙ АКТ ПРИМЕР — Институт контрассигнации — Теория государства и права
Все отмеченные акты могут быть как нормативными, так и правоприменительными. По своей юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты следуют за законами. 2. В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью.
Считается, что указ — акт более широкого, значимого действия, а распоряжение — документ более частного, конкретного назначения. Зачастую они принимаются по конкретным вопросам управления (о назначении на должность, присвоении звания и т. д.). В этом случае они являются правоприменительными актами.
Исходя из этого можно отмстить, что акты Правительства РФ имеют подзаконный и даже «подуказный» характер. Постановления Правительства РФ, как правило, нормативны, т. с в большинстве своем они являются нормативно-правовыми актами. Распоряжения, как правило, адресуются узкому кругу исполнителей и являются правоприменительными актами.
Акты федеральных министерств и ведомств
Они подчинены актам правительства и чаще всего имеют отраслевое назначение (распространяются только на лиц, работающих в данной отрасли). Иногда в связи с межотраслевой, функциональной направленностью министерства (ведомства) эти акты могут быть адресованы нескольким министерствам и регулировать межотраслевые отношения. Ненормативные приказы являются правоприменительными актами.
Глава XII. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ И ИХ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
А посему все эти акты подлежат регистрации или утверждению государственными органами. В статье рассматривается дискуссионный вопрос о соотношении закона и нормативно-правового акта на всей территории Российской Федерации. Высшая юридическая сила законов заключается в том, что все иные нормативные правовые акты в государстве должны издаваться на основании законов и не могут им противоречить.
Всякое государство связано с правом, без издания законов и других нормативно-правовых актов государство не может управлять поведением граждан, деятельностью предприятий. Проблема взаимоотношения нормативных актов различной юридической силы возникла не сейчас, она имеет давнюю историю. Русские ученые-юристы, рассматривая вопросы соотношения закона и других актов, исходили из необходимости проведения демократических преобразований, которые могли бы сбалансировать это соотношение.
Проблемы взаимоотношений нормативных актов различной юридической силы в не меньшей степени есть и в правовой системе современной России. В законодательстве закреплена множественность источников права и их разновидностей. К особенностям закона в отличие от других форм нормативных правовых актов следует отнести их устойчивость, стабильность и относительную неизменность.
Акты органов местного самоуправления
Именно в законах осуществляется первичная регламентация наиболее важных для общества и государства отношений. По другим предметам закон может устанавливать общие рамки и направления правового регулирования, оставляя место для регулирования подзаконными нормативными правовыми актами. На то, что в рассмотрении соответствия одного вышестоящего акта другому главный акцент делается на содержательной стороне, неоднократно указывалось различными учеными.
Например, нормативные указы Президента Российской Федерации опосредуют соотношение федерального закона и постановления Правительства Российской Федерации. Только единая, лишенная противоречий система действующих нормативных правовых актов может выступать эффективным регулятором общественных отношений в Российской Федерации.
Муравский В.А. Закон и актуальное право в правовых системах стран Древнего мира: препринт. Значение подзаконных нормативных актов в регулировании отношений собственности немаловажно. В начале 90-х гг., отношения собственности преимущественно регулировались подзаконными актами. В настоящее время, как мы уже подчеркнули, отношения собственности регулируются законодательными актами. Официальное опубликование актов осуществляется не позднее десяти дней после их государственной регистрации.
Акты Правительства РФ
1]Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 2] Указ Президента РФ от 30 ноября 1992 г. №1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.
Президента, акты министерств и иных органов исполнительной власти. Согласно Конституции РФ в состав «законодательства РФ» подзаконные акты не входят. Конституцией или специальным актом парламента) главой государства или правительством. Правительство РФ на основании федеральных законов, указав Президента РФ издает постановление и распоряжения. Данные подзаконные акты регулируют отношения в сфере управления. Акты министерств, ведомств и государственных комитетов относятся к числу ведомственных подзаконных нормативно – правовых актов. Они издаются в виде приказов, инструкций, указаний.
Подзаконные нормы права
Подзаконность нормативно-правовых актов не означает их меньшую юридическую обязательность. Акт нижестоящей государственной инстанции должен находиться не только «под законом», но и «под» нормативными актами всех вышестоящих государственных органов, которым он призван соответствовать.
Указы и распоряжения Президента имеют подзаконный характер и скрепляются, как правило, подписями премьер-министра и министра, ответственного за акт и его исполнение’. Ведомственные акты, принятые с превышением компетенции, являются незаконными и необязательными к выполнению.
ЗАКОН. Это главный и преимущественный нормативно-правовой акт современного государства. 2. Местные подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Указы Президента также не все являются нормативными правовыми актами.
Предлагаю также ознакомиться:
kakbypridaser.ru
Иерархия нормативно-правовых актов РФ. Правовая система Российской Федерации
За всю историю своего существования человечество множество раз пыталось найти наиболее эффективный регулятор социальных отношений, которым можно было бы влиять на все слои общества и каждого гражданина в отдельности. В процессе поисков появлялись различные решения, но все они не приносили должного результата. Но уже ближе к нашей эре было придумано право. По сути, это были санкционированные тем или иным государством, княжеством или иной территориальной формацией моральные нормы, используемые непосредственно в обществе.
Подобный регламент стал прообразом существующего на сегодняшний день права в том смысле, в котором все люди его понимают. Однако большой интерес представляет не только сама структура правовых норм в отдельно взятом государстве, но и механизм их непосредственной реализации. Этот процесс во все времена осуществлялся посредством официального веления со стороны власти. Как правило, такие веления оформлялись, а точнее, прописывались в специфических документах, которые сегодня носят название «нормативно-правовые акты». Следует отметить, что в России, как и других государствах, официальные документы, с целью обеспечения эффективности реализации их положений, входят в единую иерархичную структуру. Именно благодаря иерархии НПА можно достигнуть наиболее точного регулирования отношений в обществе.
Таким образом, нами далее будет рассмотрено понятие, виды нормативно-правовых актов, их иерархия и многое другое.
Понятие НПА
Правовая система Российской Федерации считается структурой, одним из элементов которой являются НПА. Однако прежде чем рассмотреть особенности всего юридического полиса РФ, необходимо ознакомиться с ключевыми положениями понятия НПА. Согласно сложившейся традиции в теории государства и права, нормативные акты рассматриваются как официальные документы, имеющие установленную форму.
Они выдаются в пределах компетенции того или иного государственного органа и содержат в себе определённое количество общеобязательных норм поведения. НПА, как правило, рассчитаны на большой круг лиц, а их применение производится неоднократно. Необходимо заметить, что нормативные акты также могут быть изданы путём референдума с учётом всех законодательных процедур. Подобная практика введена во многих странах мира, так как она наиболее полно характеризует режим народовластия.
Нормативный акт как источник права
В странах романской правовой семьи права иерархия нормативно-правовых актов играет первостепенную роль в процессе регулирования правоотношений. Потому что НПА в подобных государствах – это основной источник права. Такие документы издаются лишь уполномоченными органами в пределах их компетенции. Помимо этого, установленная форма свидетельствует о том, что НПА составляются по всем существующим параметрам юридической техники. Как правило, иерархия нормативно-правовых актов существует только в странах романской семьи, потому что в англосаксонских государствах ключевым источником является судебный прецедент. В этом случае иерархичность структуры НПА попросту не нужна.
Виды основных НПА
Если учитывать особенности правовой системы РФ, то нормативные акты, как свидетельствует представленное выше понятие, можно условно разделит на две большие группы, а именно:
1. Законы, то есть НПА, которые принимаются не просто высшими органами госвласти, а органами законодательными. Помимо этого, законами можно назвать все акты, издаваемые в порядке законотворчества.
2. Подзаконные акты – это официальные документы, издаваемые государственными органами в пределах их компетенции и, как правило, на основе ранее изданных законов. К подобным документам можно отнести акты президента РФ, правительства, министерств, иных федеральных ведомств.
Стоит отметить, что во главе всей представленной системы стоит Конституция РФ, являющаяся основным законом державы. Все указанные виды основных нормативно-правовых актов РФ характеризуют устоявшиеся правовые традиции нашего государства.
Правовая иерархия
Иерархия нормативно-правовых актов РФ обусловлена определенной совокупностью факторов, посредством которых теоретически обосновывается необходимость придания одним актам (их видам) более высокой юридической силы, чем другим. Она делится на два основных вида:
1. Вертикальная иерархия нормативно-правовых актов РФ – это распределение всех официальных документов от Конституции до отдельных ведомственных актов. При этом существует два основных типа вертикальной иерархии, а именно: федеральный (который применяется на всей территории РФ) и локальный (уровень субъектов федерации).
2. Горизонтальная иерархия нормативных актов Российской Федерации показывает дифференциацию всех официальных документов по их сфере применения. Отличным примером являются локальные акты субъектов РФ. Между собой они являются равными по юридической силе, но нормативное регулирование ими осуществляется лишь в пределах территории определённого субъекта.
Чтобы детальнее понять, как представленные выше виды основных нормативно-правовых актов организовывают праворегулирование общественных отношений в РФ, нужно рассмотреть их особенности в отдельности друг от друга. Стоит отметить, что в процессе подготовки юристов-практиков используются специальные таблицы. С их помощью начинающие правоведы знакомятся с особенностями структурированной системы НПА. Таким образом, помогает понять, что такое иерархия нормативно-правовых актов Российской Федерации, схема. С ее помощью намного легче представлять запутанную систему НПА.
Российская Конституция
Вся правовая система Российской Федерации закреплена в едином основном государственном нормативном акте – Конституции. Как и в иных странах, главный закон РФ содержит исходные принципы обеспечения прав и свобод гражданина, закрепляет разделение всех органов власти на законодательные, исполнительные и судебные, а также механизм их взаимодействия между собой. Хотя Конституция РФ и носит название Основной закон, её издание производится в специфическом порядке. Таким же образом вносятся изменения в основной закон. В соответствии с положениями Конституции РФ, её изменение производится путём созыва Конституционного Собрания. Но такой порядок реализуется лишь в том случае, если необходимо пересмотр всего закона целиком. В иных ситуациях изменения в Конституцию вносятся посредством федеральных законов.
Принципы, закреплённые в конституции
Иерархия нормативно-правовых актов РФ не только исходит от Конституции, но также во многом строится на принципах, закреплённых в ней. Помимо этого, данные принципы характеризуют рамки правового регулирования в государстве. Можно выделить следующие исходные положения основного закона:
1. Демократизм государства и власти.
2. Народовластие.
3. Федеральный принцип территориального устройства.
4. Россия является правовым и социальным государством.
5. Гуманизм всех общественных отношений.
6. Светский характер власти.
7. Форма правления – республиканская.
Федеральные законы
Иерархия нормативных актов России, если не брать во внимание Конституцию, являющуюся основой правовой системы, возглавляют федеральные законы. Именно федеральным законодательством производится непосредственное воздействие на общественные отношения, которые необходимо регулировать. При этом законами могут затрагиваться практически любые вопросы, являющиеся предметом ведения непосредственно федерации или же её субъектов. Нормы этих НПА обязательны для исполнения на всех уровнях нормативного регулирования. Издаваемые подзаконные акты должны не только соответствовать нормам законов, но и не противоречить им.
Как правило, федеральные законы принимаются по следующим вопросам, например:
— внесение изменений в Конституцию РФ;
— по поводу федерального устройства РФ;
— защита прав и свобод человека, гражданина;
— регулировка трехступенчатой системы органов законодательной, судебной и исполнительной власти;
— установление федерального бюджета;
— обеспечение безопасности, законности и правопорядка;
— регулирования иных вопросов внешней и внутренней политики;
Вопросы, которые не затрагиваются федеральным законодательством, регулируются локальными актами субъектов. Тем не менее иерархия нормативно-правовых актов РФ фактически возглавляется законами, что говорит о их значительной роли. Поэтому положения ФЗ всегда являются приоритетными.
Виды ФЗ
Законы, как и иные НПА, имеют свою классификацию. Как правило, все законы РФ делятся на два ключевых вида:
1. Основные законы, то есть нормативные акты, изданные путём законотворчества уполномоченным на то органом власти для регулирования тех или иных правоотношений.
2. Законы о внесении изменений – это специфические нормативные акты, имеющие равную юридическую силу с ФЗ. По сути, они являются законами, однако их положениями реализуется лишь изменение действующего законодательства, а не регулирование каких-либо отношений.
Помимо того, нужно отметить, что иерархия нормативных правовых актов в РФ содержит так называемые кодексы. Эти акты являются кодифицированными сборниками многочисленных правовых норм, объединенных единым предметом регулирования.
Подзаконные акты
Помимо Конституции и ФЗ, в иерархию НПА входят также подзаконные акты. Они издаются в сфере ведения отдельных органов и ведомств для оперативного и «точечного» регулирования конкретных отношений и решения определённых задач. Подзаконные акты в своём массиве делятся на акты президента России и правительства. Что касается президентских актов, то ими, как правило, регулируются вопросы, связанные с присвоение классных чинов, почётных званий, назначением на должности в высшие органы власти, предоставлением политического убежища, а также некоторыми вопросами, возникающими в процессе международного сотрудничества. Подзаконные акты правительства – это НПА высших органов власти исполнительной, издаваемые для обеспечения исполнительной власти в государстве.
Заключение
Итак, нами в данной статье представлено понятие, виды и иерархия нормативно правовых актов в РФ. Следует отметить, что представленный вопрос все ещё нуждается в некоторых юридических доработках, дабы правовое регулирование со стороны государственной власти реализовалось эффективнее.
fb.ru